- Новости

Спас лес: о голоде 1946-1947років вспоминает жительница Ковпинки Новгород-Северского района

Картошку чистит тоненько, продукты не выбрасывает и ненавидит тыквы – привычки, которые вынесла из голодного детства жительница Ковпинки Новгород-Северского района Валентина Довженко. Когда начался голод 46-47-го годов, ей было 8. Помнит, как с братьями воровали колоски с поля, как собирали в поле гнилую картошку и ели из нее оладьи. Их вкус, говорит, до сих пор вспоминает с отвращением.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка (чистит картошку): «Очень тоненько. Это из моего детства. Так меня учила бабушка.»

Валентина Довженко чистит картошку на борщ. Его жена варит через день. Это сейчас, говорит, может позволить себе любую еду и вспоминает себя восьмилетнюю.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Засуха. 1946-1947 – неурожай. Нас у матери трое. Я – 1938-й, брат – 1939-й и брат – 1941-й. Голодаем отчаянно. На всех на нас корова. Конечно, корова такая страшная, худая, голодная, что с ней 2літри молока. Из этого молока надо было сдать в заготовку – 130літрів».

Рассказывает, как из молока, что оставалось, варили уху.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «То, что оставалось себе, то не то что ели, а просто воды добавляли в суп – туда ржи нетовченого и еще мака туда горсть.»

Колоски ржи, собирали на колхозном поле.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Сначала убрали урожай – рожь там, все. И не разрешали собирать колоски. Это запрет. А потом разрешили. Мы туда ринулись – я и два моих брата вслед. Насобирали колосков. Иметь потовкла и суп сварила с этого ржи.»

Еще вспоминает оладьи из гнилой картошки, которые пекла мать.

Смотрите также:  Российская оппозиция: есть шансы подвинуть Путина и противостоять репрессиям

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Прошлогодняя картошка на поле. Мы пойдем, насобираем. Оладьи отвратительные, от них тошнило – мы ели. И то не разрешали собирать. Собираем картошку гнилую. Летит этот полевой сторож по прозвищу «арбуз», потому что был толстый и круглый. И нас кнутом. Мне по плечам. Платье все разрубил, на куски платье сделал. Ну еще чем спасались – только отцвели груши, еще маленькие зеленые грушки, а мы уже их наелись. А потом нам животы скрутило, еле остались живы.»

Вспоминает, как умер дедушка, живший по соседству.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Был прекрасный дед сосед – дед Тимох. Добрая душа. Пусть ему косточка праздника. Он жертва голода. Уродились рожь. Дед нарвал зеленого ржи колосков, натер и наелся. А голодный кишечник не выдержал. Дед тут и лег. Умер. Это было мое первое большое горе детское.»

Женщина показывает банки с консервированными овощами и грибами. Говорит, это одно из ее увлечений. Консервирует много.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: (показывает грибы) «Сосед приносит. Сама не хожу уже. Ну на все случаи.»

Сама сейчас в лес не ходит. Вспоминает, как в 46-м лес спасал от голода.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Земляника и море грибов. А потом на огороде мака чего-то наросло. Видимо, так Бог дает, чтобы не пропал, что-то родит. Ну что ели траву. И я ела, и мать, говорила, ела. Почки липовые. Они вкусные, толстые такие. Выкапывали корни растения некое. И мать рассказывала, и мы. А что за корни такое вкусное, такое жирное – растение какое-то.»

Осенью от голода спасали блюда из тыкв. Это была ежедневная пища.

Смотрите также:  З Водохресним святвечором 2021: найкращі листівки з привітаннями

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Я сейчас как вспомню – и сейчас отвращение, и тыкв до сих пор не ем, никогда тыквенной каши – хвалят, а я никогда не готовлю.»

На фото покойная мать Валентины. Ей еще тяжелее было, говорит женщина, она пережила голодомор 32-го-33-го годов.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «Во время голодомора 33-го матери было 20. Говорила, что тяжело работали. Закрепили за ней двух лошадей, чтобы боронить колхозное поле каждый день. Вечером платили за работу, которая сделана, – горсть семечек. Рассказывала: «Съедим сразу с шелухой». Это уже голодомор был настоящий. В 47-м не такой. Рассказывала: «Как повиживали, не знаю.»

У женщины на столе черный хлеб и «калач». Черный ест сама, белый, – чтобы угостить подруг и соседа. Первый хлеб из муки смогла попробовать в 48-ом. Тогда хлебом называли оладьи из муки.

Валентина Довженко, жительница села Ковпинка: «В 48-м уже испекли хлеба. Работала мать – 100грамм ржи на трудодень. Рассчитывались осенью. Этакий мешочек ржи. А затем мололи на муку. И оладьи уже. А так чтобы хлеб – это уже после, после…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *